marco poloСегодня мы отправимся вместе с венецианцем Марко Поло в увлекательное путешествие в далекие, овеянные легендой страны. Путешествие Марко Поло это было торговым предприятием, хотя отец и дядя Марко должны были выполнить также и дипломатическое поручение Папы, который отправил вместе с ними двух монахов. Однако они, узнав, что на страну, куда лежал их путь, готовит нападение египетский султан, постыдно сбежали, оставив братьям Поло папские подарки и письма. Венецианцы пересекли Малую Азию и Персию и вышли на берега Персидского залива, к одному из самых знаменитых тогда портов – Ормузу. Здесь они хотели сесть на корабль, но корабли были такие скверные, что Поло побоялись доверить им свою судьбу. Марко Поло писал: «Суда у них плохие, и немало их погибает, потому что не сколочены железными гвоздями, а сшиты веревками из коры индийских орехов… плавать на таких судах опасно: бури в Индийском океане часты, и много судов гибнет».

Братья Поло избрали сухопутную дорогу и повернули обратно на север. Так началось великое путешествие Марко Поло через Азию от моря до моря. Путники вновь пересекли Персию и прошли через нынешний Афганистан. Невиданный мир раскрывался перед глазами юноши Марко. Пестрые города Персии, пышущий жаром порт Ормуз на берегу Персидского залива, груженные конями корабли, отплывающие в Индию, сменились тихими долинами Афганистана. Путники останавливались на ночлег среди развалин великих городов, разрушенных монголами. За долинами Афганистана начался подъем. Храбрые венецианцы взобрались на Памир. Они первые из европейцев посетили «крышу мира».

«Едешь всё время на северо-восток, – пишет Марко Поло, – всё по горам, и поднимаешься, как говорят, на самое высокое место на свете. Много тут больших диких баранов, рога у них в шесть ладоней и поменьше; из рогов тех пастухи выделывают чаши, из них и едят, и еще из тех рогов строят пастухи загоны, где держат скот. Двенадцать дней едешь по той равнине, называется она Памиром, и во все двенадцать дней нет ни жилья, ни травы, еду нужно нести с собою; птиц тут нет оттого, что высоко и холодно. От великого холода и огонь не так светит и не такого цвета, как в других местах, и пища не так хорошо варится».
Спустившись с Памира, венецианцы попали на великий торговый путь древности. По нему шли караваны между Китаем, Персией, средней Азией и средиземноморскими странами. Китайцы называли этот путь «дорогой шелка и нефрита» потому, что на запад китайские караваны везли шелк, а на восток – нефрит, камень, который очень ценили китайцы.

Путешествие Марко Поло
На пути путешествие Марко Поло стояли города-оазисы: Кашгар, Яркенд, Хотан, Лоп, Шачжоу и Хами. Здесь было пестрое торговое население, царили причудливые обычаи. Марко Поло посетил область Лоб-Нор на краю великой пустыни Гоби. До этого места долгое время никому из европейцев не удавалось добраться, только в 1871 году там побывал русский исследователь Пржевальский.

Дальше начиналась страшная пустыня Гоби. С большими трудностями венецианцы пересекли пустыню. Вот что Марко Поло записал об этом: «Кому дорога через пустыню, тот и останавливается на неделю, – самому отдохнуть да и скоту дать набраться сил, – а через неделю, набрав еды и корма целый месяц и себе и для скота, выходит в пустыню, а пустыня та, скажу вам, великая: за целый год, говорят, не пройти ее вдоль, да и там, где она уже, еле-еле пройти в месяц. Всюду горы, да пески, да долины, и нигде никакой еды. Как пройдешь день и ночь, так найдешь достаточно пресной воды, человеку на пятьдесят или сто дней хватит, – так по всей пустыни. В трех-четырех местах вода дурная, горькая… Ни птицы, ни зверя тут нет, потому что нечего там есть…».

Венецианцы пересекли пустыню и поспешили в летнюю столицу великого хана Хубилая. Ему очень понравился Марко, которому уже шел двадцать первый год. Для Марко началась новая, волнующая и почти сказочная жизнь. И она сложилась в Китае так, что он получил возможность много ездить и наблюдать.
Молодой поло посетил огромные, кишащие торговыми и ремесленным людом города с их правильно распланированными кварталами, мощеными улицами и золотыми дворцами, мощеными улицами и золотыми дворцами, присутствовал на пышных пирах и охотах Хубилая. Он пишет про соколов и собак хана, про его армию сокольничих и доезжачих. Его интересовали «черные камни, что горят, как дрова», бумажные деньги, организация почтовой службы, войска хана и многие другие, столь же удивительные вещи. Марко Поло несколько раз пересек Китай, посетил дальнюю северо-западную окраину империи. Есть предположение, что он был и в заброшенной Хубилаем столице Каракоум. Был он также и в Тибете, а позднее плавал по каким-то делам в Индию.

Свое возвращение из Китая семья Поло совершила по океану. Марко поло повел корабли мимо Индокитая и Явы Малаккский пролив. Пять месяцев путники пробыли на Суматре, построили там крепость и жили, занимаясь охотой и торговлей. Затем, посетив Индию, Цейлон и, вероятно, африканское и аравийское побережья Индийского океана попали в порт Ормуз, где более двадцати лет назад юный Марко вглядывался вдаль, следя за уходившими в Индию кораблями. И это путешествие дало Марко много новых впечатлений. Он описал виденные им тропические леса на Суматре, охоту на носорога, обычаи людоедов Андаманских островов, ловлю жемчуга у берегов Цейлона, храмы священных быков Индии, охоту на кашалота, пиратов Индийского океана.

Надо сказать, что память о Марко Поло не только сохранилась в Китае, но венецианец удостоился даже религиозного почитания. Так, один из европейских путешественников писал, что посетил в 1902 году в Кантоне Храм пятисот Будд. Там ему между длинным рядом сидящих идолов показали статую с энергичными чертами лица немонгольского типа и сказали что это статуя… Марко Поло.

Поделиться материалом: