ed519_pics-030Зарождение и развитие капитализма вызвало широкое развитие мореплавания, а одновременно и развитие точных наук и их приложение. На базе точных наук кораблевождение, начиная с 18 века, достигло громадных успехов и продолжает непрерывно совершенствоваться до настоящего времени. В 1714 году английский парламент назначил премию в 20.000 ф. ст. за нахождение способа определения долготы места на море. Результатом было изобретение хронометра (1735 год), что явилось для кораблевождения не менее важным, чем применение компаса.

В то же время был придуман секстан, который обеспечил возможность измерять с высокой точностью углы на море. Необходимость обеспечения безопасности мореплавания вызвала появление специальных наук — лоции, гидрографии, океанографии, дающих возможность на основании точных карт и лоций тщательно и детально изучить район предстоящего плавания в отношении могущих встретиться опасностей (мели, рифы, камни и прочие), системы ограждения этих опасностей на воде, господствующих ветров, течений, приливов, предусмотреть возможности захода в те или иные порты для приема угля, масла, воды, для исправления повреждений или с целью укрытия от непогоды и тому подобное.

Прокладка курса корабля и проверка во время плавания, не уклонился ли он от намеченного курса, производятся на основании данных навигации. Переход от деревянных судов к металлическим вызвал необходимость устранения влияния корабельного железа на стрелку компаса. Это влияние и способы устранения или ослабления его изучаются в дисциплине, называемой девиацией. Об этом трактует особая дисциплина — девиация компаса. В конце 19 и начале 20 веков вводится целый ряд новых навигационных и электро-навигационных приборов: компас гироскопический, основанный на принципе использования вращения Земли, создающего некоторую силу, всегда направляющую ось гироскопа в плоскость истинного меридиана, эхолот, курсограф, курсограф, автоматический рулевой и много других усовершенствованных приборов, теории и обоснования устройства которых излагаются и специальных курсах навигационных приборов.

В тридцатые годы прошлого века наука дала еще одно могущественное средство для обеспечения безопасности кораблевождения — радиомаяки и направленный прием. Эти средства обеспечивают безопасность навигации далеко за пределами видимости берегов и маяков. Громадное значение имело также, в особенности для СССР в связи с освоением Арктики, развитие сети радиостанций, через которые передаются метеорологические данные, служащие для предупреждения судоводителей о предстоящей погоде, а также о состоянии льдов, что имело большое значение для кораблевождения.

Поделиться материалом: