Полное название книги Алексеев Л.Л., Казаков А.Т. Практика управления морским транспортным судном. Методические рекомендации. В данных рекомендациях изложены основы управления судном при плавании в различных условиях. Большое внимание обращено на физический смысл явлений, сопровождающих движение судна, и вытекающие из этого рекомендации по управлению им. Данные рекомендации предназначены для использования судоводительским составом Министерства Морского флота.

Опыт управления современным судном приобретается не только в результате многолетней практики, но и на основе понимания закономерностей поведения судна при вы выполнении различных маневров. Поэтому о рекомендациях рассматриваются не только практические приемы, по и физические основы теории управления.

Первый раздел содержит сведения о ходовых и тормозных качествах судов; составляющих и величинах сопротивления движению, характере корабельных волн, тяге винта, сведения о закономерностях и способах торможения. Рассматривается также паспортная диаграмма тяги, которая содержит всю практически необходимую информацию о ходкости судна. Приведенные в разделе формулы используются в дальнейшем для расчетов, связанных с буксировкой и снятием судна с мели. Часть раздела, где рассматриваются действия при торможении, составлена по материалам натурных испытаний судов, выполненных специалистами ОВИМУ и НВИМУ. Вопрос сокращения тормозного пути судна с помощью якорей изложен в информативном плане, так как надежных обобщенных сведений по нему нет.

Знакомясь с разделом «Управляемость», судоводители должны хорошо разобраться в характере движения судна во время циркуляции. Существует мнение, что при перекладке руля па борт полюс поворота располагается в носовой части судна. Однако это справедливо только для установившегося периода циркуляции, т.е. когда судно отвернет от первоначального курса на значительный угол. При небольших углах отворота полюс располагается вблизи центра тяжести. При рассмотрении управляемости судна, оборудованного подруливающим устройством (ПУ), использовался график зависимости положения центра вращения от места приложения тяги ПУ. График справедлив и в том случае, когда тяга (или упор) в поперечном направлении создается буксиром. Особое внимание рекомендуется обратить на закономерности влияния ветра па управляемость судна. Судоводители должны понимать различие в управлении уваливающимися и самоприводящимися судами.

Скачать методические рекомендации Алексеев Л.Л., Казаков А.Т. Практика управления морским транспортным судном бесплатно.

Поделиться материалом: